Достойное образование сегодня - успешная карьера завтра!

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"ШКОЛА №47"

города Ростова-на-Дону

Экстренная психолого-педагогическая помощь

Экстренная психолого-педагогическая помощь

На базе ГБУ РО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи работает Служба по оказанию экстренной и пролонгированной психолого-педагогической помощи обучающимся в ситуации кризисного состояния и суицидального риска. В муниципальных образованиях Ростовской области действуют центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Экстренная психолого-педагогическая помощь оказывается круглосуточно  по  телефону   доверия  для  детей,   подростков   и  их   родителей       8 (800) 200 01 22.


 

Информация о центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ростовской области

 

№ п/ п

 

Наименование учреждения

 

Адрес

Адрес электронной почты, сайт

 

Телефон

1

 

 

 

ГБУ РО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

 

 

 

г. Ростов-на-Дону, ул. 13 Линия, 23

otspprik@yandex.ru ocpprik-opmpk@mail.ru rostovgrant@yandex.ru

 

www.ocpprik.ru

8 (863) 251-14-10

отдел социально- психологического сопровождения

8 (863) 253-35-77

ЦПМПК

2

МБУ Советского района г.Ростова-на-Дону

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

г. Ростов-на-Дону, ул. 339 Стрелковой Дивизии, 17/3

psycentersovrnd@bk.ru

 

www.cdk-srnd.su

 

8 (863) 225-07-52

3

МБУ г. Ростова-на-Дону «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи»

г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 44/2

psycenter@list.ru

 

www.cdkrostov.ru

 

8 (863) 245-52-23


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВ РОССИИ)

Органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

Департамент  медицинской   помощи   детям   и   службы   родовспоможения  в дополнение к письму Минздрава России от 06.03.2020 № 15-2/И/2-2645 направляет для  использования  в  работе  буклеты,  памятки  по  ознакомлению  с  признаками  и ранними проявлениями у несовершеннолетних суицидальных настроений, методами профилактики суицидального поведения, а также с указанием служб экстренного   реагирования   и   психологической   помощи,   подготовленные  ФГБУ   «Национальный    медицинский    исследовательский    центр    психиатрии  и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.Цой Евгения Олеговна 8 (495) 627-24-00 доб. 1520

 ПАМЯТКА   

ИНФРАСТРУКТУРА МЕДИЦИНСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ БЮДЖЕТНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ (В ТОМ ЧИСЛЕ  В КРИЗИСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ) 

Цель деятельности Центра – разработка и реализация комплексных мер по профилактике, ранней диагностике, кризисной помощи и реабилитации суицидального и опасного поведения у детей и подростков. В амбулаторном блоке Центра, работающем на базе отделения клинической и профилактической суицидологии и консультативно-диагностического отделения клиники Московского НИИ психиатрии – филиала Центра имени В.П. Сербского, оказывается консультативно-диагностическая, медико- психологическая и психотерапевтическая помощь детям и подросткам с проявлениями суицидального поведения. В стационарном блоке на базе детско-подросткового отделения клиники Московского НИИ психиатрии оказывается    стационарная    (кризисная,    реабилитационная) суицидологическая помощь детям и подросткам, госпитализированным вследствие совершенных суицидальных попыток, а также наличия у них других проявлений суицидального (мысли, замыслы, намерения, преднамеренные самоповреждения) и опасного (экстремальные поступки с риском для жизни и здоровья) поведения. В Центре работают высококвалифицированные специалисты в области детской и подростковой психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и суицидологии. Руководитель Центра – доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки России Б.С. Положий.

Все виды консультативно-диагностической и лечебной помощи осуществляются на бесплатной основе и не требуют каких-либо врачебных направлений. Запись на консультативно-диагностический прием осуществляется по телефону (495) 963-71-25 (кроме субботы и воскресенья) (понедельник-пятница с 9.00 до 17.00).   Городское    консультативно-психиатрическое    диспансерное    отделение ГБУ здравоохранения города Москвы.

«Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы». г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21А.  тел.:    8    (495)    954-20-74    (понедельник-пятница    с    9.00    до    18.00, суб. с 9.00 до 14.00).Стационар, включающий в себя 11 лечебно-диагностических отделений, в том числе отделения для лечения наиболее тяжелых форм психических расстройств (острые психозы, шизофрения, расстройства с выраженными нарушениями поведения и суицидальными проявлениями, умственная отсталость), отделение для комплексной лечебно- реабилитационной и педагогической работы с детьми и подростками с пограничными формами психических расстройств, отделение для совместного пребывания родителей с детьми, боксированное отделение. Особым направлением в работе НПЦ является коррекция нарушений пищевого поведения, в том числе нервной анорексии.

Условия:

    самостоятельное обращение с 15 лет; для детей до 15 лет с родителями;

    обращение по паспорту, полису;

    бесплатные консультации для москвичей; для иногородних: самостоятельное обращение — платно, по направлению Департамента здравоохранения — бесплатно.Бесплатные анонимные телефоны доверия•    ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.

Горячая линия помощи. Круглосуточно 8 (495) 637-70-70.

Горячая линия по вопросам домашнего насилия 8 (495) 637-22-20.

Контактный e-mail по вопросам COVID-19 covid-19@serbsky.ru.

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно)

8-800-2000-122.

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.   «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 624-60-01 или 8-800-2000-122.Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей. Телефон доверия неотложной психологической помощи (Московская служба психологической помощи населению) (бесплатно, круглосуточно): 051 (с городского телефона); с мобильного телефона (МТС, Мегафон, Билайн) 8-495-051 — услуги оператора связи оплачиваются согласно тарифному плану.Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.  Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800-250-00-15.

Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.•    Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).

Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.Департамент образования города Москвы   ГБОУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (ГБОУ ГППЦ ДОгМ).

тел.: 8 (499) 172-10-19; 8 (499) 613-52-14.

Оказание бесплатной очной психологической помощи детям и их родителям. Проведение мероприятий первого и второго уровней профилактики суицидального поведения обучающихся.


    Центр экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2А. тел.: 8 (499) 795-15-01; 8 (499) 795-15-07.

Оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды, психологическое консультирование детей, родителей, работников сферы образования в кризисных ситуациях.

Организация и предоставление учебно-методической помощи специалистам образовательных организаций (по направлениям деятельности центра).

Департамента социальной защиты города Москвы (ГБУ МСППН). г. Москва, 2-ой Саратовский проезд, д. 8, кор. 2.

тел.: 8 (499) 173-09-09 и филиалы по округам (пон.-пят. с 9.00 до 21.00, суб. с

9.00 до 18.00). Консультации по вопросам семьи и брака, детско- родительским взаимоотношениям, внутриличностным конфликтам, психологическому здоровью, профориентации (самостоятельное обращение с

14 лет; для детей от 10 до 14 лет — с родителями). Кризисное очное консультирование (на территории службы); выездная кризисная помощь (на дому), работа бригад быстрого реагирования в связи с ЧС.


МЧС России                Единый н омер спасения: 112.

Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи осуществляется в ходе проведения эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, при сопровождении массовых и траурных мероприятий, в том числе при проведении процедуры опознания. На сегодняшний день сотрудниками организации являются более 350 специалистов, которые работают в Центре и его филиалах в Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе, Санкт-Петербурге.

www.psi.mchs.gov.ru

Горячая линия +7 (495) 989-50-50.


Интернет ресурсы

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА, СОВЕРШИВШЕГО ПОПЫТКУ СУИЦИДА

Дорогие родители!


    Если Вы держите в руках этот буклет, возможно, вашему ребенку сейчас потребовалась помощь врачей.

    Первое и самое важное: Ваш ребенок жив!

    Второе и тоже важное: чтобы поправиться, ребенку необходима поддержка, любовь и забота его самых близких людей, т.е. Вас.

    Врачи сделают всё возможное, чтобы восстановить физическое здоровье ребенка.

    Чтобы поправиться полностью, необходимо восстановить психологическое здоровье и душевное спокойствие Вашего ребенка и Вас.

    Пожалуйста, обязательно придерживайтесь правильного режима дня – ваши силы сейчас очень важны и для Вас, и для Вашего ребенка.

    Пока ребенок находится под присмотром врачей, у Вас есть возможность успокоиться, собраться с мыслями и продумать следующие шаги.

Мы готовы оказать психологическую помощь.

В конце буклета вы найдете контакты, куда можно и нужно обращаться  в этой ситуации.

Попытка самоубийства — это сигнал SOS

Попытка самоубийства — это реакция на проблему, которую ребенок видит непреодолимой, это крик о помощи. Даже если Вам эта проблема  кажется надуманной, а действия ребенка – шантажными, суицидальная попытка говорит о том, что других способов справиться с ситуацией он не находит. Это не значит, что ребенок «плохой», это значит, что ему сейчас плохо, и ему необходимо помочь.

Почему необходимо обратиться за помощью к психиатру, психологу

Попытка прекратить жизнь – это крайняя степень отчаяния, одиночества, невыносимость ситуации, «страдания, которые больше невозможно выносить». Если уделить внимание только физическим последствиям попытки суицида: раны, травмы и т.д., то психологические причины так и останутся без

 

внимания. Возможно, кризис не разрешился, а суицидальная попытка может повториться, а значит, угроза жизни ребенка сохраняется.

Обращение за помощью к психиатру, психологу – это не слабость и стыд. Это наш с Вами выбор, выбор неравнодушного и ответственного человека.

Способы помощи


Наиболее эффективна комплексная психолого-психиатрическая работа с ребенком и членами его семьи.


Психологическая    помощь    необходима    в    решении    сложностей    в следующих сферах:

    семейные взаимоотношения;

    сложности в школе: учеба, отношения со сверстниками, учителями;

    потеря близких людей, разрыв отношений;

    ощущение безнадежности, никчемности;

    болезнь и хроническая боль;

    физическое или сексуальное насилие (часто скрывается);

    вопросы сексуальной ориентации.


Психиатрическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:

    злоупотребление алкогольными напитками и/или психоактивными веществами, в том числе подозрение на их прием;

    психические расстройства (эмоциональная неустойчивость с частыми беспричинными сменами настроения, раздражительность, снижение познавательной деятельности, ухудшение памяти, забывчивость, общее снижение энергетического потенциала, нарушения сна);

    тяжелые последствия психотравмирующих событий (изменение характера и привычек ребенка после перенесенной травы, эмоциональная отчужденность от близких, нежелание обсуждать и говорить о произошедшем, чувство вины из-за случившегося горя).


Психическое расстройство необходимо своевременно диагностировать и лечить, а сочетание медикаментозного лечения и психотерапии может приводить к максимально положительным и устойчивым результатам.


Как общаться, чтобы слышать друг друга


Для ребенка в кризисной ситуации нет ничего хуже чувства, что его никто не понимает и он никому не нужен. Ему необходимо дать понять, что он не одинок. Беседуйте с ним и проявляйте заботу о нем.

    Всеми своими действиями показывайте, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой им боли.

 

    Дежурные фразы о том, что «все не так уж плохо» и «все наладится» не помогают: слыша их, ребенок чувствует, что вы не понимаете и не хотите выслушать его.

    Вместо общих фраз лучше сказать: «Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе» или «Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я твердо знаю, что готов сделать все возможное, чтобы помочь тебе», «Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться».

    Нет необходимости говорить много, иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует Ваш ребенок, в чем он сейчас нуждается, как он видит свое будущее.

    Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничто не отвлекало от беседы. Но держите под рукой телефон на случай, если придется вызвать помощь.


Выслушайте ребенка


Если подросток пребывает в расстроенных чувствах, признается, что думает о самоубийстве, и выказывает различные тревожные признаки, не оставляйте его наедине с самим собой. Побудьте с ним, поговорите и внимательно выслушайте.


Наиболее опасные симптомы

    Если в беседе высказывает намерения покончить с собой и говорит, что у него есть план как это сделать.

    Если жалуется на чувство безысходности, говорит, что он «не живет, а существует», мечется и может найти успокоение.

    Если в поведении прослеживается нарастающая замкнутость желание уединиться, избавиться от Вашего присутствия, куда-либо уехать, уйти.

    Если Ваш ребенок, говорящий раннее о своих страданиях, пугавший Вас суицидальными идеями, вдруг становится спокойным, тихим, а иногда и радостным, это может означать, возможно, он принял решение о самоубийстве.


Если Ваш ребенок не идет на контакт, попросите его ответить на следующие вопросы

    Тебе сейчас плохо?

    Нужна ли помощь другого человека?

    Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей?

    Я могу вызвать врача?

    Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время?

    За это время ты не станешь причинять себе вред?

Если    эти    вопросы    не    помогают    разговорить    Вашего    ребенка, возможно, необходимо обратиться в службу скорой помощи

 

Куда обращаться за помощью


ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России

Научно-практический центр профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних

Тел.: (495) 963-75-72


Цель деятельности Центра – разработка и реализация комплексных мер по профилактике, ранней диагностике, кризисной помощи и реабилитации суицидального и опасного поведения у детей и подростков. В амбулаторном блоке Центра, работающем на базе отделения клинической и профилактической суицидологии и консультативно-диагностического отделения клиники Московского НИИ психиатрии – филиала Центра им. В.П. Сербского, оказывается консультативно-диагностическая, медико-психологическая и психотерапевтическая помощь детям и подросткам с проявлениями суицидального поведения. В стационарном блоке на базе детско-подросткового отделения клиники Московского НИИ психиатрии оказывается стационарная (кризисная, реабилитационная) суицидологическая помощь детям и подросткам, госпитализированным вследствие совершенных суицидальных попыток, а также наличия у них других проявлений суицидального (мысли, замыслы, намерения, преднамеренные самоповреждения) и опасного (экстремальные поступки с риском для жизни и здоровья) поведения. В Центре работают высококвалифицированные специалисты в области детской и подростковой психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и суицидологии.Руководитель Центра – доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки России Б.С. Положий.Все виды консультативно-диагностической и лечебной помощи осуществляются на бесплатной основе и не требуют каких-либо врачебных направлений.

Запись на консультативно-диагностический прием осуществляется по телефону (495) 963-71-25 (кроме субботы и воскресенья) с 9.00 до 17.00.Горячая линия помощи (круглосуточно): +7 (495) 637-70-70.Горячая линия по вопросам домашнего насилия: +7 (495) 637-22-20.Контактный e-mail по вопросам COVID-19: covid-19@serbsky.ru.

ПАМЯТКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ФАКТОРАМИ  РИСКА И ПРИЗНАКАМИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, А ТАКЖЕ МЕТОДАМИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ


Научно-практический центр профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России


Самоубийства занимают второе место, как причины смерти, в детском и подростковом возрастах и десятое – среди всех возрастных групп. Ежегодно кончают жизнь самоубийством 1,2 миллиона подростков. Скачок уровня суицидов отмечается между ранним подростковым и молодым возрастом 1. Суицид – вторая по распространенности причина смерти в возрасте 15-29 лет2. По другим данным, самоубийство является третьей по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте 10-19 лет во всем мире 3, и уровень самоубийств среди молодежи (15-19 лет) растет быстрее, чем среди населения в целом (45% против 26%)4. Подростковый возраст знаменует собой начало и быстрое развитие многих психических расстройств (например, депрессии, тревоги), которые способствуют повышенному риску самоубийства 5. Повышенный риск суицида наблюдается в период с 12 до 17 лет, на каждую смерть от самоубийства среди молодежи приходится от 50 до 100 попыток суицида6. По всему миру показатели смертности от суицида в этой возрастной группе выше у юношей, чем у девушек. Суицидальные мысли редко фиксируются у детей до 10 лет, но резко учащаются в 12-17 лет7. Многие взрослые суициденты думали или пытались покончить с собой еще подростками8, что подчеркивает важность ранней профилактики суицидального поведения. Важной составляющей динамики развития суицидального поведенияявляются акты самоповреждения. Считается, что средний показатель самоповреждающего поведения составляет 10%-13%. Причем среди европейских подростков девушки в среднем в три раза чаще говорят о случаях самоповреждения, чем юноши9. На основании опроса около 4000 подростков 3 регионов России процент риска самоповреждающего поведения колебался от 12% до 25%, в зависимости от региона10.

В России, после периода постоянного снижения количества суицидов несовершеннолетних до 2015 года, в 2016-2018 гг. отмечалось увеличение их числа. По данным Росстата, в 2017 г. коэффициент частоты завершенных суицидов среди детей 10-14 лет составил 1,6 на 100 000 лиц этого возраста (в 2 раза больше среднемирового показателя), а среди подростков 15-19 лет — 8,4 на 100 000 ровесников (на 13,5% больше, чем в мире). При этом, соответствующий показатель в сельской местности (2,3 на 100 000) превышает таковой у подростков, проживающих в городах (0,8 на 100 000), в 2,9 раза.

Факторы риска развития суицидального поведения

Сочетание внешних нарастающих проблем и внутренней нестабильности, неспособность справиться со стрессовыми сложными ситуациями приводит к социальной и психологической дезадаптации несовершеннолетних, а в значительной части случаев – к развитию психопатологических состояний. Все это в совокупности может способствовать аутоагрессивному поведению несовершеннолетних и, в конце концов, совершению самоубийства11.

Условно можно выделить три группы взаимосвязанных факторов, участвующих в динамике развития суицидального поведения: потенциальные (создающие почву), триггерные (стрессовые события запускающие динамику), актуальные (связанные с суицидальным кризисным состоянием).

Потенциальные факторы суицидального поведения

    Суицидальные попытки в истории жизни один из основных факторов прогнозировании возможных повторных суицидальных попыток. Наибольший риск повторной попытки приходится на первые 3-6 месяцев12. 20% пытавшихся покончить жизнь самоубийством могут предпринять суицидальную попытку в течение первого года, а 5% совершают самоубийство в течение 9 лет13.Психические нарушения. Наличие диагноза психического расстройства связано с увеличением риска самоубийства 15. Риск самоубийства для несовершеннолетних с психическими расстройствами в 5-15 раз выше, чем без психических расстройств16. Наиболее распространенными диагнозами являются тревожно-депрессивные расстройства (32-47%), шизофрения (15-20%), алкогольная зависимость (8-17%), расстройства личности (8-11%) и лекарственная зависимость (3-9%) 17. Тревожные расстройства также в значительной степени способствуют риску самоубийства, особенно на пике выраженного, беспричинного страха18. Частота самоубийств подростков 14–25 лет, страдающих нервной анорексией, в 8 раз превышает таковую в общем населении, особо при сочетании с диссоциальным, пограничным, истерическим и нарциссическим расстройствами личности 19. Расстройство пищевого поведения связано с повышенным риском тяжелых попыток самоубийств У подростков моложе 12 лет совершивших самоубийство только в 25% выявлялись психические расстройства, а в 30% перед совершением самоубийства наблюдались лишь отдельные депрессивные симптомы.

-    Семейные факторы

а) психические заболевания у ближайших родственников, а также суицидальные попытки в семейной истории;

б) стиль воспитания, известный как «контроль без привязанности» увеличивает риск развития суицидального поведения22;

в) низкий социально-экономический статус и образовательный уровень, наличие нетрудоустроенных членов семьи и, как следствие, недостаточная интеграция ребёнка в социум;

г) хронические конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);

д) алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;

е) проживание (по разным причинам) без родителей.

— Сексуальная ориентация и гендерная идентичность. Несовершеннолетние

нетрадиционной ориентации, подвержены большему риску самоубийства, чем их сверстники, за счет депрессивных состояний, переживаний безнадежности, злоупотребления алкоголем и другими психоактивными веществами, а также частой подверженности сексуальному насилию23.

Стрессовые события (триггеры) и суицидальное поведение

Более половины опрошенных родителей, у которых ребенок покончил с собой сообщили, что он пережил какой-то стрессовое событие или конфликт в ближайшее время до смерти.

-    Острые конфликты между родителями и детьми являются наиболее частыми причинами самоубийств у детей, а повешение — наиболее частый способ

-    Сексуальное, физическое и эмоциональное насилие. Сексуальное и эмоциональное насилие вносят больший вклад в развитие суицидального поведения по сравнению с физическим насилием или пренебрежением в семье25. Жестокое обращение с детьми влияет на мальчиков и девочек по-разному, и различия наиболее выражены в отношении сексуального насилия26. Мальчики, подвергшиеся физическому насилию, имеют более высокий риску попыток самоубийства по сравнению с девочками, подвергшимися физическому насилию


22:51